Своевременная и точная информация об адресах и времени возможного образования скользкости на покрытии и рекомендации по оптимальным срокам начала работ по профилактике гололеда позволяют дорожно-эксплуатационным службам изменить организацию проведения работ по содержанию трасс, перейдя от принципа «ликвидация последствий события» (скользкость, заносы, большое количество снежной шуги и воды на покрытии) к принципу «предупреждение события» (проведение предупреждающих мероприятий). Это сокращает расход материалов.
Например, нормы расхода противогололедных материалов для ликвидации уже образовавшегося гололеда составляют 30–50 г/м 2 реагента, а предварительная обработка, не позволяющая снежной массе прилипнуть к покрытию и предупреждающая образование гололеда, требует 5–15 г/м 2 . Кроме того, расход материалов сокращается за счет знания точных адресов проблемных участков и времени возникновения проблемы.
К тому же за счет четкого планирования работ, более эффективного использования дорожных машин и ликвидации так называемых «дежурных» ожиданий техники и людей, привлекаемых для ликвидации внезапно возникших осложнений, можно получить экономический эффект.
Уменьшение времени наличия гололеда на проезжей части, а во многих случаях и полное его отсутствие дает ощутимые преимущества автомобильному транспорту, так как способствует повышению уровня безопасности и увеличению средней скорости движения, сокращению сроков доставки грузов и нахождения пассажиров в пути.
Значительно повышается уровень социальной значимости дорожной метеорологии. Наличие информации о дорожных условиях в режиме онлайн и их прогнозируемых изменениях на перспективу от 4 до 72 ч позволяет пользователям автомобильных дорог корректировать сроки поездок и перевозок, маршруты движения, скоростные режимы, выбирать более безопасные условия движения. Используется эта информация и при разборе обстоятельств ДТП, так как архивные данные позволяют установить фактические дорожные условия в момент происшествия. Необходимые сведения могут быть почерпнуты из многих источников: различных интернет-ресурсов, СМИ (телевидение, радио, периодические печатные издания), срочных извещений и штормовых предупреждений АСМО дорожной отрасли, они отражаются на дорожных знаках и табло со сменной информацией. Анализ использования этой информации пользователями дорог, представителями других заинтересованных организаций и предприятий показывает постоянно растущую заинтересованность в получении текущих прогнозных материалов дорожной метеорологии.
Эксплуатация в течение нескольких лет систем метеорологического обеспечения на ряде федеральных дорог («Россия», «Каспий», «Холмогоры», «Балтия», «Кола») показала их высокую экономическую и социальную эффективность. Точность прогнозов систем дорожного метеообеспечения составляет: по времени образования скользкости — 78–82 %, по адресам образования — 81–85%. Достигается снижение прямых затрат на зимнее содержание дорог за счет уменьшения расхода противогололедных и горюче-смазочных материалов на 10–25 %, за счет более эффективного использования техники и рабочей силы — на 10–15 %. Общехозяйственный эффект за счет снижения количества ДТП и пострадавших в них, увеличения средней скорости движения и сокращения сроков доставки грузов оценивается в 15–20 млн р./г. на 100 км дороги.
Создать единую и точную формулу определения эффективности использования АСМО невозможно, так как в каждом регионе, на каждой автомобильной дороге есть свои, влияющие на эффективность в ту или иную сторону, факторы. В их числе стоимость противогололедных материалов, местоположение баз их загрузки, состояние парка дорожных машин, интенсивность и плотность движения на обслуживаемых дорогах и т. д. Но при усредненных расчетах прослеживается тенденция положительного влияния дорожной метеорологии на экономику дорожных работ.